Для реализации образовательного процесса в школе оборудовано 18 кабинетов, в том числе 2 кабинета информатики. Кабинеты оснащены всем необходимым оборудованием и средствами для проведения занятий
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
О создании материально-технических условий, обеспечивающих безбарьерный доступ к образовательному процессу:
- аудитории и учебные кабинеты в корпусах доступны для обучения со всеми видами ограниченных возможностей здоровья
- учебные классы и аудитории оснащены электронным оборудованием, необходимым для обучения учеников-инвалидов по слуху, зрению и заболеваниям опорно-двигательного аппарата
При отсутствии такой информации указать:
Специально оборудованные учебные кабинеты для школьников с ОВЗ отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
- Входные ворота в здания «Наименование» имеют беспрепятственный проход с проезжей части и тротуара
- Пешеходные дорожки на территории школы не имеют препятствий при перемещении инвалидных кресел-каталок
- В здании школы имеются съемные и стационарные пандусы для перемещения инвалидов-колясочников по первому этажу
- Ширина дверных проемов и высота порогов дверей в учебных корпусах Школы не является препятствием для перемещения инвалидов-колясочников
- Входные двери в учебных корпусах «Наименование» промаркированы специальными знаками (желтыми кругами) для беспрепятственного прохода. Входы в здания оснащены поручнями, а ступени лестниц безопасным противоскользящей полосой. Первые и последние ступени лестницы каждого пролета промаркированы контрастной желтой полосой для обозначения её габаритов
- В учебных корпусах сооружены туалеты для инвалидов-колясочников, двери на них промаркированы специальными знаками, маршруты к туалетным комнатам обозначены. Согласно стандартам безбарьерной среды, туалеты для инвалидов оборудованы кнопкой вызова
- Все учебные корпуса промаркированы знаками доступности и маршрутов
- Учебные аудитории имеют достаточные площади для размещения и перемещения инвалидных кресел-каталок
- Здание школы оснащено большими электронными экранами, позволяющим размещать аудио- и видеоинформацию
С преподавателями и сотрудниками школы проводится разъяснительная работа по вопросам организации учебного процесса и общения со инвалидами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны специальные Методические рекомендации для преподавателей по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ. В рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающимся всех форм обучения преподаются вопросы, касающиеся видов инвалидности, основных соматических и психических расстройств при них, обсуждаются различные аспекты комплексного сопровождения и реабилитации
При отсутствии такой информации указать:
Сведения об объектах для проведения практических занятий отсутствует
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
Все помещения библиотек школы приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
При отсутствии такой информации указать:
Сведения о приспособленности библиотеки отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
Имеется спортивный зал, для физкультурно-оздоровительных и реабилитационных занятий для детей-инвалидов
При отсутствии такой информации указать:
Сведения о приспособленности и наличии объектов спорта отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
На территории «Наименование» созданы материально-технические условия, обеспечивающие безбарьерный доступ к образовательному процессу
С преподавателями и сотрудниками школы проводится разъяснительная работа по вопросам организации учебного процесса и общения со инвалидами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны специальные Методические рекомендации для преподавателей по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ. В рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающимся всех форм обучения преподаются вопросы, касающиеся видов инвалидности, основных соматических и психических расстройств при них, обсуждаются различные аспекты комплексного сопровождения и реабилитации
При отсутствии такой информации указать:
Сведения о средствах обучения и воспитания отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
В школе имеется подключение к сети Интернет. Скорость подключения - ____ Мбит/сек
Количество интранет-ресурсов -__
Количество локальных сетей - ___
Общее число компьютеров - ___, в том числе используемых в учебных целях - ____
Со всех компьютеров школы имеется доступ к электронным библиотечным системам
Во всех кабинетах школы имеется доступ в Интернет
Все обучающиеся-инвалиды и лица с ОВЗ имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям с компьютеров, размещенных в учебных аудиториях, помещениях для самостоятельной работы и читальном зале библиотеки. Имеется альтернативная версии официального сайта Школы в сети «Интернет» для слабовидящих
Все компьютеры, размещенные в учебных аудиториях и помещениях для самостоятельной работы обучающихся, к которым имеют беспрепятственный доступ инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, оснащены лицензионной операционной системой Microsoft Windows, упрощающей и оптимизирующей работу с компьютером слабовидящим и слабослышащим обучающимся (имеются экранные лупы, экранный диктор, высокая контрастность, настройка альтернативных устройств ввода информации и др.)
Все электронные библиотечные системы имеют возможность перехода в режим для слабовидящих и возможность увеличения шрифта. Подходит для I, II, III групп инвалидности по зрению
При отсутствии такой информации указать:
Сведения о наличии доступа к информационным системам отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493е указать информацию (приведен образец)
На основании Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера
Указать электронные образовательные ресурсы (при наличии)
При отсутствии такой информации указать:
Сведения об электронных образовательных ресурсах отсутствуют
В «Наименование» общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В «Наименование» общежитий и интернатов нет
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
Материально-техническая база «Наименование» обеспечивает процессы обучения и воспитания обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Школа располагает актовыми залами, учебными кабинетами и лабораториями. Все учебные аудитории и классы оборудованы специальной техникой и приборами, наглядными пособиями и дидактическими материалами, программными средствами, стационарными и переносными мультимедийными комплексами, инструментами (в том числе музыкальными), театральным реквизитом и т.п.
Все обучающиеся, в том числе инвалиды и лица с ОВЗ, имеют доступ к электронной и информационно - образовательной среде, учебным пособиям и литературе на электронных и бумажных носителях. Имеется альтернативная версии официального сайта школы в сети «Интернет» для слабовидящих
Для эффективного проведения воспитательной работы, культурно-массовых мероприятий и другой внеучебной деятельности в школе имеются актовые залы, спортивные объекты, оборудованные соответствующим инвентарем и техническими средствами
При отсутствии такой информации указать:
Сведения специальных технических средствах обучения отсутствуют

Учебные кабинеты
Условия для занятия физкультурой и спортом
В школе созданы условия, способствующие укреплению здоровья обучающихся посредством физической культуры и спорта.Для развития физкультуры и спорта лицей располагает спортивным залом на 1 этаже учреждения, спортивной площадкой и сектором для прыжков в длину.
Кроме регулярных уроков физической культуры учащиеся школы могут развиваться физически на занятиях в спортивных кружках. Учащиеся лицея активно участвуют в спортивной жизни города, при этом часто становятся победителями и призерами. Высокий уровень спортивно-оздоровительной работы обеспечивают высококвалифицированные кадры лицея. Достижение успехов в соответствии с собственными способностями, позволяет каждому ребенку увидеть в себе личность, избавиться от комплексов и сохранить здоровье.
Спортивный зал – расположен на первом этаже нового здания лицея. Размеры и площадь спортивного зала: длина-24м.; ширина-11,9м.; площадь- 285,6кв.м. Имеются две раздевалки, каждая с душем и туалетом.
За счет средств федерального бюджета, выделенных в рамках реализации мер по модернизации региональных систем общего образования, в 2012 году было приобретено следующее спортивное оборудование:
№ п/п |
Наименование |
Единица измерения |
Коли чество |
1 |
бревно гимнастическое напольное |
шт. |
1 |
2 |
бревно гимнастическое переменной высоты |
шт. |
1 |
3 |
брусья гимнастические "классические", параллельные |
шт. |
1 |
4 |
брусья гимнастические разновысокие (женские) массовые |
шт. |
1 |
5 |
ворота для мини-футбола сборно-разборочные в комплекте с сеткой 1 |
шт |
2 |
6 |
гантельный ряд обрезиненный |
комплект |
1 |
7 |
канат для лазанья с механизмом крепления |
шт. |
1 |
8 |
козел гимнастический |
шт. |
1 |
9 |
конь гимнастический |
шт. |
1 |
10 |
мост гимнастический подкидной усиленный (2 пружины) |
шт. |
2 |
11 |
перекладина гимнастическая универсальная |
шт. |
1 |
12 |
скамейка гимнастическая жесткая |
шт. |
5 |
13 |
скамья для пресса к Шведскойлеснице |
шт. |
1 |
14 |
стенка гимнастическая Шведская |
шт. |
3 |
15 |
стойка д/прыжков в высоту с алюминиевой планкой |
шт. |
1 |
16 |
стойка для штанги |
шт. |
1 |
17 |
штанга тренировочная |
шт. |
1 |
18 |
щит баскетбольный игровой в комплекте с амортизационным кольцом и сеткой |
шт. |
2 |
19 |
щит баскетбольный тренировочный в комплекте с кольцом и сеткой |
шт. |
6 |
ИТОГО: |
Х |
33 |
Спортивная площадка– расположена на территории лицея. Спортивная площадка оборудована двумя футбольными воротами, сектором для прыжков в длину, а так же турниками и брусьями.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.
Выделяют 2 группы средств обучения:
а) средства, как источник информации;
б) средства, как инструмент усвоения учебного материала.
Все средства обучения делятся на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.
В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.
Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Главное для учителей при использовании различных средств обучения — ускорить процесс усвоения учебного материала.
Выбор средств обучения определяется:
• задачами урока или занятия;
• содержанием учебного материала;
• применяемыми методами обучения;
• предпочтениями учителя.
1. Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)
2. Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
3. Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (DVD, HDDVD и т.п.)
4. Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
5. Демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
6. Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)
7. Спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)
Наглядные пособия:
1. Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.)
2. Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. п.)
В лицее широко используются технические средства обучения:
ТСО — это приборы и устройства, используемые в процессе обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. ТСО рационально сочетает компьютерную технику, ИКТ с другими средствами обучения.
Современные информационные средства обучения, используемые:
Персональные компьютеры в компьютерных кабинетах, которые позволяют показывать цветное динамическое изображение со стереозвуком, а с помощью Интернета ученики получают информацию с любого компьютера и баз данных, что значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке.
Интерактивные доски, для которых имеется большое количество разнообразных компьютерных обучающих программ по большинству школьных предметов.
Мультимедиа-проекторы, которые подключаются к компьютеру и позволяют демонстрировать яркие цветные динамически компьютерные изображения с высоким разрешением, иногда с аудиосистемой (динамики и звуковые колонки).
Классные доски в лицее претерпели сильное изменение, она теперь имеет магнитную поверхность и появились светлые, на которой пишут не мелом, а разноцветными фломастерами.
В лицее не первый год применяются в работе электронные журналы.
Система электронных журналов — это удобный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся.
Текст мастерские и лаборатории
В лицее созданы условия не только для получения учащимися основ теоретических знаний по предметам учебного плана, но и для получения ими практических навыков. Для проведения практических занятий в лицее функционируют кабинеты, в которых ведущая роль отводится практическим работам, тренировочным занятиям. Кабинеты оснащены необходимым лабораторным и компьютерным оборудованием, инвентарем, методическими пособиями, дидактическими и методическими материалами, наглядными пособиями, мебелью и т.п.
№, название |
Назначение |
№ 5 – кабинет ОБЖ |
Объект предназначен для формирования у обучающихся основ безопасности и жизнедеятельности. В кабинете проводятся занятия по основам безопасности жизнедеятельности с 5 по 11 классы. Оборудован стендами, так же имеются средства защиты органов дыхания, ОЗК, медицинские средства по оказанию первой медицинской помощи и пр. На базе кабинета готовятся школьные команды для участия в различных городских соревнованиях военно-патриотической направленности, в том числе и к "Зарнице". |
№ 9 – кабинет швейного дела |
Объект предназначен для проведения практических работ по технологии (девочки). В кабинете проводятся уроки технологии с 5 по 8 классы. В технологической мастерской имеются швейные машины, доска гладильная, различные стенды, методические пособия, а также необходимый инвентарь. |
№ 15 – кабинет химии |
В кабинете химии для проведения практических занятий имеются демонстрационные стенды, методические пособия, различные коллекции (Волокна, Пластмассы и .т.п.), наборы для моделирования различных веществ, серии таблиц по основным темам всех разделов каждого направления подготовки обучающихся. В лаборантской имеются необходимые реактивы и лабораторное оборудование для проведения лабораторных работ по химии. |
№ 17 – кабинет биологии |
В кабинете биологии для проведения практических занятий имеется цифровая лаборатория по биологии: компьютер преподавателя с необходимым ПО, мультимедийный проектор, интерактивная доска, наборы химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ, регистратор данных, различные датчики, комплекты лабораторного оборудования по изучению различных тем, наглядные пособия для интерактивных досок. По основным темам изучения имеются различные наглядные коллекции и модели, модели-аппликации, наборы муляжей, рельефные таблицы, комплекты микропрепаратов. Так же есть телевизор, DVD LG DK, методические пособия, раздаточные и дидактические материалы. |
№ 17 – кабинет географии |
Кабинет географии для практических занятий оборудован моноблоком, мультимедийный проектором, интерактивнай доской. Имеется метеостанция с солнечной батареей и комплектом приемников GPS, комплекты ЦОР – Живая география, различные наглядные модели, таблицы, методические пособия, раздаточные и дидактические материалы. |
№ 21 – кабинет информатики |
В кабинете информатики для проведения практических занятий есть 10 компьютерных мест для учащихся и один компьютер преподавателя, принтер, экран, ИД, ЭОР, демонстрационные стенды, методические пособия, таблицы по основным темам всех разделов каждого направления подготовки обучающихся, раздаточные и дидактические материалы по темам. Все компьютеры кабинета имеют доступ к ресурсам сети «Интернет», который осуществляется в соответствии с действующим законодательством в сфере регламентации доступа к информации в общеобразовательных учреждениях. |
№ 18 – лингафонный кабинет |
Лингафонный кабинет (лингафонная система) представляет собой электронное устройство, предназначенное для изучения иностранных языков и состоит из рабочего места преподавателя и 12 рабочих мест учащихся. Место преподавателя включает: интерфейсный аудио-блок, аудио-гарнитуру закрытого типа, панель управления, моноблок с необходимым ПО. Рабочее место учащегося включает: интерфейсный аудио-блок учащегося, аудио-гарнитуру закрытого типа и специальную лингафонную мебель. Лингафонный кабинет так же оснащен интерактивной доской и мультимедийным проектором. |
№ 22- кабинет физики |
Для проведения практических занятий в кабинете физики имеется необходимое для лабораторных работ и демонстрационных опытов оборудование, методическая литература, раздаточные и дидактические материалы, наглядные пособия, плакаты. |
Условия охраны здоровья обучающихся
Одной из задач МБОУ Лицея № 2 является создание здоровьесберегающей среды и охраны здоровья учащихся. Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей и подростков, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде. Поэтому по-прежнему остается актуальной проблема обеспечения высокого качества и безопасности питания детей в образовательном учреждении.
Основные задачи МБОУ Лицея № 2 по организации питания обучающихся:
- обеспечение дотационным питанием льготных категорий обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ;
- создание благоприятных условий для организации рационального питания обучающихся;
- формирование у школьников культуры питания;
- укрепление и модернизация материальной базы помещений пищеблока и столовой;
- развитие новых прогрессивных форм обслуживания и повышение культуры питания;
- обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания.
В МБОУ Лицее №2 создана и успешно работает бракеражная комиссия. В столовой МБОУ Лицея №2 ведутся рабочие журналы: бракеража сырой и готовой продукции; учета отпущенного питания; внутреннего контроля за организацией питания, инспектирования контролирующих и надзорных органов. Школьная комиссия по контролю организации и качества питания обучающихся осуществляет производственный контроль:
- за целевым использованием продуктов питания и готовой продукции в соответствии с предварительным заказом;
- за соответствием рационов питания согласно утвержденному меню;
- за качеством готовой продукции;
- за санитарным состоянием пищеблока;
- за выполнением графика поставок продуктов и готовой продукции, сроками их хранения и использования;
- за организацией приема пищи обучающимися;
- за соблюдением графика работы столовой и буфета;
- проводит проверки качества сырой продукции, поступающей на пищеблок, условий ее хранения, соблюдения сроков реализации, норм вложения и технологии приготовления пищи, норм раздачи готовой продукции и выполнения других требований, предъявляемых надзорными органами и службами.
Большая роль в организации горячего питания обучающихся в школе отводится классным руководителям. Формирование у школьников культуры питания проходит через беседы на классных часах, «Уроках здорового питания», конкурсах, анкетированиях. Вопросы здорового питания обсуждаются с родителями на классных и общешкольных родительских собраниях с привлечением социального педагога, администрации школы.
Непосредственное участие в работе по контролю за организацией и качеством питания в школе принимают медицинские работники, которые вместе с членами школьной комиссии выполняют следующие функции:
- осуществляют контроль за качеством поступающих на пищеблок продуктов, их правильным хранением, соблюдением сроков реализации;
- следят за соблюдением правил приготовления пищи и санитарно-эпидемиологического режима в столовой и на пищеблоке;
- осуществляют забор суточной пробы;
- контролируют санитарное состояние и содержание пищеблока и соблюдение правил личной гигиены работниками столовой.
Доступ к информационным системам
и информационно-коммуникационным сетям
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Одним из приоритетных направлений в деятельности лицея является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества учебных занятий, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий)
В кабинете информатики 10 стационарных рабочих и один компьютер — для учителя, которые имеют выход в Интернет. В рамках реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» создан кабинет, оснащенный 9-ю ноутбуками и МФУ. В рамках государственного контракта от 30 декабря 2021 г. № 0410/151, заключенного Минцифры России с ПАО «Ростелеком», доступ к сети «Интернет» осуществляется по ЕСПД на скорости 100 Мбит/с.
В лицее создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация: — о школе и её основных направлениях; — об истории и развитии школы и её традициях; — об учащихся; — о педагогических работниках. На сайте школы размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный отчет директора, документы, регламентирующие работу школы и др.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям приспособлен для некоторых категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с «Паспортом доступности» и планом мероприятий по доступности инвалидов, предусмотрен комплекс мер по увеличению возможности использования ИКТ более широким кругом категорий инвалидов и лиц с ОВЗ.
Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
С момента открытия Лицея капитальных ремонтов не производилось. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Доступ в здание обеспечен посредством пандуса с поручнями у бокового входа в школу. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Оборудование и персонал школьной столовой покрывают потребность обучающихся в цикличном питании. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ на данный момент не требуется.
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе при работе с имеющимся в образовательной организации оборудованных учебных кабинетов, библиотеки, актового и спортивных залов, а также при работе с имеющимися электронными образовательными ресурсами в библиотеке или кабинетах информатики.
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом школы.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ в школе отсутствуют.