МБОУ Лицей № 2
город-курорт Железноводск
  • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

    Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)

    О создании материально-технических условий, обеспечивающих безбарьерный доступ к образовательному процессу:

    • аудитории и учебные кабинеты в корпусах доступны для обучения со всеми видами ограниченных возможностей здоровья
    • учебные классы и аудитории оснащены электронным оборудованием, необходимым для обучения учеников-инвалидов по слуху, зрению и заболеваниям опорно-двигательного аппарата

    При отсутствии такой информации указать:
    Специально оборудованные учебные кабинеты для школьников с ОВЗ отсутствуют

    В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)

    • Входные ворота в здания «Наименование» имеют беспрепятственный проход с проезжей части и тротуара
    • Пешеходные дорожки на территории школы не имеют препятствий при перемещении инвалидных кресел-каталок
    • В здании школы имеются съемные и стационарные пандусы для перемещения инвалидов-колясочников по первому этажу
    • Ширина дверных проемов и высота порогов дверей в учебных корпусах Школы не является препятствием для перемещения инвалидов-колясочников
    • Входные двери в учебных корпусах «Наименование» промаркированы специальными знаками (желтыми кругами) для беспрепятственного прохода. Входы в здания оснащены поручнями, а ступени лестниц безопасным противоскользящей полосой. Первые и последние ступени лестницы каждого пролета промаркированы контрастной желтой полосой для обозначения её габаритов
    • В учебных корпусах сооружены туалеты для инвалидов-колясочников, двери на них промаркированы специальными знаками, маршруты к туалетным комнатам обозначены. Согласно стандартам безбарьерной среды, туалеты для инвалидов оборудованы кнопкой вызова
    • Все учебные корпуса промаркированы знаками доступности и маршрутов
    • Учебные аудитории имеют достаточные площади для размещения и перемещения инвалидных кресел-каталок
    • Здание школы оснащено большими электронными экранами, позволяющим размещать аудио- и видеоинформацию

    С преподавателями и сотрудниками школы проводится разъяснительная работа по вопросам организации учебного процесса и общения со инвалидами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны специальные Методические рекомендации для преподавателей по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ. В рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающимся всех форм обучения преподаются вопросы, касающиеся видов инвалидности, основных соматических и психических расстройств при них, обсуждаются различные аспекты комплексного сопровождения и реабилитации

    При отсутствии такой информации указать:
    Сведения об объектах для проведения практических занятий отсутствует

    В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)

    Все помещения библиотек школы приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

    При отсутствии такой информации указать:
    Сведения о приспособленности библиотеки отсутствуют

    В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)

    Имеется спортивный зал, для физкультурно-оздоровительных и реабилитационных занятий для детей-инвалидов

    При отсутствии такой информации указать:
    Сведения о приспособленности и наличии объектов спорта отсутствуют

    В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)

    На территории «Наименование» созданы материально-технические условия, обеспечивающие безбарьерный доступ к образовательному процессу

    С преподавателями и сотрудниками школы проводится разъяснительная работа по вопросам организации учебного процесса и общения со инвалидами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны специальные Методические рекомендации для преподавателей по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ. В рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающимся всех форм обучения преподаются вопросы, касающиеся видов инвалидности, основных соматических и психических расстройств при них, обсуждаются различные аспекты комплексного сопровождения и реабилитации

    При отсутствии такой информации указать:
    Сведения о средствах обучения и воспитания отсутствуют

    В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)

    В школе имеется подключение к сети Интернет. Скорость подключения - ____ Мбит/сек

    Количество интранет-ресурсов -__

    Количество локальных сетей - ___

    Общее число компьютеров - ___, в том числе используемых в учебных целях - ____

    Со всех компьютеров школы имеется доступ к электронным библиотечным системам

    Во всех кабинетах школы имеется доступ в Интернет

    Все обучающиеся-инвалиды и лица с ОВЗ имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям с компьютеров, размещенных в учебных аудиториях, помещениях для самостоятельной работы и читальном зале библиотеки. Имеется альтернативная версии официального сайта Школы в сети «Интернет» для слабовидящих

    Все компьютеры, размещенные в учебных аудиториях и помещениях для самостоятельной работы обучающихся, к которым имеют беспрепятственный доступ инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, оснащены лицензионной операционной системой Microsoft Windows, упрощающей и оптимизирующей работу с компьютером слабовидящим и слабослышащим обучающимся (имеются экранные лупы, экранный диктор, высокая контрастность, настройка альтернативных устройств ввода информации и др.)

    Все электронные библиотечные системы имеют возможность перехода в режим для слабовидящих и возможность увеличения шрифта. Подходит для I, II, III групп инвалидности по зрению

    При отсутствии такой информации указать:
    Сведения о наличии доступа к информационным системам отсутствуют

    В соответствии с п. 13 Приказа 1493е указать информацию (приведен образец)

    На основании Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера

    Указать электронные образовательные ресурсы (при наличии)

    При отсутствии такой информации указать:
    Сведения об электронных образовательных ресурсах отсутствуют

    В «Наименование» общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется

    Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

    В «Наименование» общежитий и интернатов нет

    В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)

    Материально-техническая база «Наименование» обеспечивает процессы обучения и воспитания обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Школа располагает актовыми залами, учебными кабинетами и лабораториями. Все учебные аудитории и классы оборудованы специальной техникой и приборами, наглядными пособиями и дидактическими материалами, программными средствами, стационарными и переносными мультимедийными комплексами, инструментами (в том числе музыкальными), театральным реквизитом и т.п.

    Все обучающиеся, в том числе инвалиды и лица с ОВЗ, имеют доступ к электронной и информационно - образовательной среде, учебным пособиям и литературе на электронных и бумажных носителях. Имеется альтернативная версии официального сайта школы в сети «Интернет» для слабовидящих

    Для эффективного проведения воспитательной работы, культурно-массовых мероприятий и другой внеучебной деятельности в школе имеются актовые залы, спортивные объекты, оборудованные соответствующим инвентарем и техническими средствами

    При отсутствии такой информации указать:
    Сведения специальных технических средствах обучения отсутствуют

    450
    Учебных мест
    19
    Кабинетов
    37
    Компьютеров
    11
    Современной техники

    Учебные кабинеты

    Для реализации образовательного процесса в школе оборудовано 18 кабинетов, в том числе 2 кабинета информатики.  Кабинеты оснащены всем необходимым оборудованием и средствами для проведения занятий

    Условия для занятия физкультурой и спортом

    В школе созданы условия, способствующие укреплению здоровья обучающихся посредством физической культуры и спорта.Для развития физкультуры и спорта лицей располагает спортивным залом на 1 этаже учреждения, спортивной площадкой и сектором для прыжков в длину.

    Кроме регулярных уроков физической культуры учащиеся школы могут развиваться физически на занятиях в спортивных кружках. Учащиеся лицея активно участвуют в спортивной жизни города, при этом часто становятся победителями и призерами. Высокий уровень спортивно-оздоровительной работы обеспечивают высококвалифицированные кадры лицея. Достижение успехов в соответствии с собственными способностями, позволяет каждому ребенку увидеть в себе личность, избавиться от комплексов и сохранить здоровье.

    Спортивный зал – расположен на первом этаже нового здания лицея. Размеры и площадь спортивного зала: длина-24м.; ширина-11,9м.; площадь- 285,6кв.м. Имеются две раздевалки, каждая с душем и туалетом.

    За счет средств федерального бюджета, выделенных в рамках реализации мер по модернизации региональных систем общего образования, в 2012 году было приобретено следующее спортивное оборудование:

    № п/п

    Наименование

    Единица измерения

    Коли

    чество

    1

    бревно гимнастическое напольное

    шт.

    1

    2

    бревно гимнастическое переменной высоты

    шт.

    1

    3

    брусья гимнастические "классические", параллельные

    шт.

    1

    4

    брусья гимнастические разновысокие (женские) массовые

    шт.

    1

    5

    ворота для мини-футбола сборно-разборочные в комплекте с сеткой 1

    шт

    2

    6

    гантельный ряд обрезиненный

    комплект

    1

    7

    канат для лазанья с механизмом крепления

    шт.

    1

    8

    козел гимнастический

    шт.

    1

    9

    конь гимнастический

    шт.

    1

    10

    мост гимнастический подкидной усиленный (2 пружины)

    шт.

    2

    11

    перекладина гимнастическая универсальная

    шт.

    1

    12

    скамейка гимнастическая жесткая

    шт.

    5

    13

    скамья для пресса к Шведскойлеснице

    шт.

    1

    14

    стенка гимнастическая Шведская

    шт.

    3

    15

    стойка д/прыжков в высоту с алюминиевой планкой

    шт.

    1

    16

    стойка для штанги

    шт.

    1

    17

    штанга тренировочная

    шт.

    1

    18

    щит баскетбольный игровой в комплекте с амортизационным кольцом и сеткой

    шт.

    2

    19

    щит баскетбольный тренировочный в комплекте с кольцом и сеткой

    шт.

    6

    ИТОГО:

    Х

    33

    Спортивная площадка– расположена на территории лицея. Спортивная площадка оборудована двумя футбольными воротами, сектором для прыжков в длину, а так же турниками и брусьями.

    Средства обучения и воспитания

    Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

    Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.

    Выделяют 2 группы средств обучения:

    а) средства, как источник информации;

    б) средства, как инструмент усвоения учебного материала.

    Все средства обучения делятся на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.

    В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.

    Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.

    Главное для учителей при использовании различных средств обучения — ускорить процесс усвоения учебного материала.

    Выбор средств обучения определяется:

    •          задачами урока или занятия;

    •          содержанием учебного материала;

    •          применяемыми методами обучения;

    •          предпочтениями учителя.

    1.         Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)

    2.         Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)

    3.         Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (DVD, HDDVD и т.п.)

    4.         Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

    5.         Демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)

    6.         Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)

    7.         Спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)

    Наглядные пособия:

    1.         Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.)

    2.         Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. п.)

    В лицее широко используются технические средства обучения:

    ТСО — это приборы и устройства, используемые в процессе обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. ТСО рационально сочетает компьютерную технику, ИКТ с другими средствами обучения.

    Современные информационные средства обучения, используемые:

    Персональные компьютеры в компьютерных кабинетах, которые позволяют показывать цветное динамическое изображение со стереозвуком, а с помощью Интернета ученики получают информацию с любого компьютера и баз данных, что значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке.

    Интерактивные доски, для которых имеется большое количество разнообразных компьютерных обучающих программ по большинству школьных предметов.

    Мультимедиа-проекторы, которые подключаются к компьютеру и позволяют демонстрировать яркие цветные динамически компьютерные изображения с высоким разрешением, иногда с аудиосистемой (динамики и звуковые колонки).

    Классные доски в лицее претерпели сильное изменение, она теперь имеет магнитную поверхность и появились светлые, на которой пишут не мелом, а разноцветными фломастерами.

    В лицее не  первый год применяются в работе электронные журналы.

    Система электронных журналов — это удобный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся.

    Текст мастерские и лаборатории

            В лицее созданы условия не только для получения учащимися основ теоретических знаний по предметам учебного плана, но и для получения ими практических навыков. Для проведения практических занятий в лицее функционируют кабинеты,  в которых ведущая роль отводится практическим работам, тренировочным занятиям. Кабинеты оснащены необходимым лабораторным и компьютерным оборудованием, инвентарем, методическими пособиями, дидактическими и методическими материалами, наглядными пособиями, мебелью и т.п.

    №, название

    Назначение

    № 5 – кабинет ОБЖ

    Объект предназначен для формирования у обучающихся основ безопасности и жизнедеятельности. В кабинете проводятся занятия по основам безопасности жизнедеятельности с 5 по 11 классы. Оборудован стендами, так же имеются средства защиты органов дыхания, ОЗК, медицинские средства по оказанию первой медицинской помощи и пр. На базе кабинета готовятся школьные команды для участия в различных городских соревнованиях военно-патриотической направленности, в том числе и к "Зарнице".

    № 9 – кабинет швейного дела

    Объект предназначен для проведения практических работ по технологии (девочки). В кабинете проводятся уроки технологии с 5 по 8 классы. В технологической мастерской имеются швейные машины, доска гладильная, различные стенды, методические пособия, а также необходимый инвентарь.

    № 15 – кабинет химии

    В  кабинете химии  для проведения практических занятий имеются  демонстрационные стенды, методические пособия, различные коллекции (Волокна, Пластмассы и .т.п.), наборы для моделирования различных веществ, серии таблиц по основным темам всех разделов каждого направления подготовки обучающихся. В лаборантской имеются необходимые реактивы и лабораторное оборудование для проведения лабораторных работ по химии.

    № 17 – кабинет биологии

    В  кабинете биологии  для проведения практических занятий имеется цифровая лаборатория по биологии: компьютер преподавателя с необходимым ПО, мультимедийный проектор, интерактивная доска,  наборы химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ, регистратор данных, различные датчики, комплекты лабораторного оборудования по изучению различных тем, наглядные пособия для интерактивных досок. По основным темам изучения имеются различные наглядные коллекции и модели, модели-аппликации, наборы муляжей, рельефные таблицы, комплекты микропрепаратов. Так же есть телевизор, DVD LG DK, методические пособия, раздаточные и  дидактические материалы.

    № 17 – кабинет географии

    Кабинет географии для практических занятий оборудован моноблоком, мультимедийный проектором, интерактивнай доской. Имеется метеостанция с солнечной батареей и комплектом приемников GPS, комплекты ЦОР – Живая география, различные наглядные модели, таблицы,   методические пособия, раздаточные и  дидактические материалы.

    № 21 – кабинет информатики

    В  кабинете информатики для проведения практических занятий есть  10 компьютерных мест для учащихся и один компьютер преподавателя, принтер, экран, ИД, ЭОР, демонстрационные стенды, методические пособия, таблицы по основным темам всех разделов каждого направления  подготовки обучающихся, раздаточные и дидактические материалы по темам. Все компьютеры кабинета имеют доступ к ресурсам сети «Интернет», который осуществляется  в соответствии с действующим законодательством в сфере регламентации доступа к информации в общеобразовательных учреждениях.

    № 18 – лингафонный кабинет

    Лингафонный кабинет (лингафонная система) представляет собой электронное устройство, предназначенное для изучения иностранных языков и состоит из рабочего места преподавателя и 12 рабочих мест учащихся. Место преподавателя включает: интерфейсный аудио-блок,             аудио-гарнитуру закрытого типа, панель управления, моноблок с необходимым ПО. Рабочее место учащегося включает: интерфейсный аудио-блок учащегося, аудио-гарнитуру закрытого типа и специальную лингафонную мебель. Лингафонный кабинет так же оснащен интерактивной доской и мультимедийным проектором.

    № 22- кабинет физики

    Для проведения практических занятий в кабинете физики имеется необходимое для лабораторных работ и демонстрационных опытов оборудование, методическая литература, раздаточные и дидактические материалы, наглядные пособия, плакаты.

    Организация досуговой деятельности

    Условия охраны здоровья обучающихся

    Одной из задач МБОУ Лицея № 2 является создание здоровьесберегающей среды и охраны здоровья учащихся. Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей и подростков, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде. Поэтому по-прежнему остается актуальной проблема обеспечения высокого качества и безопасности питания детей в образовательном учреждении.

    Основные задачи МБОУ Лицея № 2 по организации питания обучающихся:

     - обеспечение дотационным питанием льготных категорий обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ;

    - создание благоприятных условий для организации рационального питания обучающихся;

    - формирование у школьников культуры питания;

    - укрепление и модернизация материальной базы помещений пищеблока и столовой;

    - развитие новых прогрессивных форм обслуживания и повышение культуры питания;

    - обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания.

    В МБОУ Лицее №2 создана и успешно работает бракеражная комиссия. В столовой МБОУ Лицея №2 ведутся рабочие журналы: бракеража сырой и готовой продукции; учета отпущенного питания; внутреннего контроля за организацией питания, инспектирования контролирующих и надзорных органов. Школьная комиссия по контролю организации и качества питания обучающихся осуществляет производственный контроль:

    - за целевым использованием продуктов питания и готовой продукции в соответствии с предварительным заказом;

    - за соответствием рационов питания согласно утвержденному меню;

    - за качеством готовой продукции;

    - за санитарным состоянием пищеблока;

    - за выполнением графика поставок продуктов и готовой продукции, сроками их хранения и использования;

    - за организацией приема пищи обучающимися;

    - за соблюдением графика работы столовой и буфета;

    - проводит проверки качества сырой продукции, поступающей на пищеблок, условий ее хранения, соблюдения сроков реализации, норм вложения и технологии приготовления пищи, норм раздачи готовой продукции и выполнения других требований, предъявляемых надзорными органами и службами.

          Большая роль в организации горячего питания обучающихся в школе отводится классным руководителям. Формирование у школьников культуры питания проходит через беседы на классных часах, «Уроках здорового питания», конкурсах, анкетированиях. Вопросы здорового питания обсуждаются с родителями на классных и общешкольных родительских собраниях с привлечением социального педагога, администрации школы.

          Непосредственное участие в работе по контролю за организацией и качеством питания в школе принимают медицинские работники, которые вместе с членами школьной комиссии выполняют следующие функции:

    - осуществляют контроль за качеством поступающих на пищеблок продуктов, их правильным хранением, соблюдением сроков реализации;

    - следят за соблюдением правил приготовления пищи и санитарно-эпидемиологического режима в столовой и на пищеблоке;

    - осуществляют забор суточной пробы;

    - контролируют санитарное состояние и содержание пищеблока и соблюдение правил личной гигиены работниками столовой.

    Доступ к информационным системам
    и информационно-коммуникационным сетям

    Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

    Электронный дневник учащегося

              Одним из приоритетных направлений в деятельности лицея является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества учебных занятий, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий)

              В кабинете информатики 10 стационарных рабочих и один компьютер — для учителя, которые имеют выход в Интернет. В рамках реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» создан кабинет, оснащенный 9-ю ноутбуками и МФУ. В рамках государственного контракта от 30 декабря 2021 г. № 0410/151, заключенного Минцифры России с ПАО «Ростелеком», доступ к сети «Интернет» осуществляется по ЕСПД на скорости 100 Мбит/с.

               В лицее создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация: — о школе и её основных направлениях; — об истории и развитии школы и её традициях; — об учащихся; — о педагогических работниках. На сайте школы размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный отчет директора, документы, регламентирующие работу школы и др.

             Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям приспособлен для некоторых категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с «Паспортом доступности» и планом мероприятий по доступности инвалидов, предусмотрен комплекс мер по увеличению возможности использования ИКТ более широким кругом категорий инвалидов и лиц с ОВЗ.

    Электронные образовательные ресурсы
    В школе организован доступ обучающимся к сторонним электронным образовательным ресурсам

    Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

          С момента открытия Лицея капитальных ремонтов не производилось. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

    Доступ в здание обеспечен посредством пандуса с поручнями у бокового входа в школу. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

    Оборудование и персонал школьной столовой покрывают потребность обучающихся в цикличном питании. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ на данный момент не требуется.

    Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе при работе с имеющимся в образовательной организации оборудованных учебных кабинетов, библиотеки, актового и спортивных залов, а также при работе с имеющимися электронными образовательными ресурсами в библиотеке или кабинетах информатики.

    Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.

    Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом школы.

    Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ в школе отсутствуют.

    Фотографии

    Документы

    • Все документы
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Локальные акты
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике